Средства маркетинга принято классифицировать по следующим категориям:
- средства удовлетворения потребностей;
- средства стимулирования сбыта.
Одним из наиболее важных средств удовлетворения потребностей является товар. В общем виде товар — это продукт труда, предназначенный для продажи.
Товары делятся:
По степени обработки:
- сырьевые;
- полуфабрикаты;
- готовые изделия.
К последним относятся, в частности, потребительские товары («ширпотреб»).
По характеру потребления:
- товары кратковременного пользования (в том числе разового потребления, например, продукты питания);
- товары длительного пользования (холодильники, мебель, автомашины и т.п.);
- услуги (для них момент производства и момент потребления совпадают во времени).
Другой принцип деления связан с взаимной зависимостью потребительских свойств товаров: взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.
Взаимодополняемые товары в совокупности удовлетворяют одну и ту же потребность, например, фотоаппараты и химикалии для фотолюбителей.
Взаимозаменяемость практически никогда не бывает абсолютной, но в определенных условиях приемлемой — говядина и свинина, мотороллер и мотоцикл и т.п.
Снижение цен на один из элементов пары взаимодополняемых товаров ведет к увеличению спроса на другой. Для взаимозаменяемых товаров ситуация обратная: уменьшение цены на один элемент пары приводит к уменьшению спроса на другой.
В маркетинге под товаром понимают комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, включающих технические параметры, размеры, вес, структуру, цвет, упаковку, цену, престиж изготовителя и продавца и др. свойства, которые необходимы покупателям для удовлетворения их нужд и потребностей.
Существует несколько классификаций товара.
1. По назначению:
- биржевые (энергоносители, продовольствие, металлы);
- потребительского спроса (товары народного потребления);
- производственного назначения (здания, сооружения, оборудование, инструмент).
2. По срокам использования:
- краткосрочного пользования (потребляются сразу или незначительное число раз, например, продукты питания, парфюмерия, косметика, мелкая галантерея);
- длительного пользования (мебель, бытовая техника, автомобили, станки и т.д.).
3. По характеру потребления и степени обработки:
- сырье;
- полуфабрикаты;
- промежуточная продукция (комплектующие);
- готовые изделия.
4. По цели и предназначению:
- повседневного спроса (газеты, сигареты, продукты);
- выборочного спроса (автомобили, видеокамеры, меха и др.);
- престижные (дорогие товары престижных торговых марок);
- предметы роскоши (хрусталь, ковры, ювелирные изделия, картины).
5. По способу изготовления:
- стандартные (серийное производство, высокая степень унификации);
- уникальные.
6. По покупательским привычкам:
- товары, покупаемые часто и без особых раздумий (продукты питания, парфюмерия, моющие средства);
- товары импульсивной покупки (сладости, цветы);
- товары для экстренных случаев (лекарства, зонты, пакеты);
- товары предварительного выбора (мебель, одежда, аудио- и видеотехника);
- товары пассивного спроса (страховки, учебники, похоронные принадлежности).
7. Услуги:
- бытовые (питание, жилье, обслуживание, отдых);
- деловые (технические, интеллектуальные, финансовые);
- социальные (образование, здравоохранение, безопасность, развитие).
|