Таким образом маркетинг считает исходной точкой деятельности компании определение потребностей покупателей (нужды потребителей). В упрощенном виде схему обратной связи производителя (продавца) и потребителя (покупателя) можно представить следующим образом:
Схема обратной связи производителя и потребителя
Отношение производителя и потребителя (продавца и покупателя) можно разделить на четыре составляющие: со стороны производителей (продавцов) — потоки товаров/услуг и коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта и т.п.), навстречу — деньги и информация (данные о продажах, отношение потребителей к товару и т.п.), навстречу – деньги и информация (данные о продажах, отношение потребителей к товару и т.п.).
Для фирм, ориентирующихся на маркетинг, схема обратной связи начинает функционировать с информационной составляющей, тогда как для фирм, ориентирующихся на другие концепции, — с составляющей «товары/услуги».
|