Комплекс маркетинга используется на любом предприятии, вне зависимости от того, на какую концепцию оно ориентировано. В отличие от сбыта маркетинг охватывает все звенья технологической цепочки (исследование потенциального рынка сбыта и конкурентной среды, разработка бизнес-плана, производство продукции, сбыт), позволяет осуществлять долгосрочное планирование и прогнозирование на основе проводимых исследований рынка, товаров спроса и поведенческих категорий покупателей.
Одним из основных понятий в маркетинге является рынок.
Рынком называют сферу обмена, и по этой причине рынок не следует путать с торговлей как таковой.
На рынок оказывает влияние:
1) пресса, общественные организации;
2) таможенные, правовые органы.
Рынки делятся на товарные и финансовые, внутренние и международные. Если интересующая сфера обмена охватывает всю национальную территорию, имеется в виду «рынок страны» — Франции, Великобритании, Индии. Мировой капиталистический рынок — это совокупность национальных рынков капиталистических государств, связи между которыми определены международной торговлей, в т.ч. торговлей лицензиями и услугами, межнациональным перемещением капиталов и т.д. Если же рассматривать, например, международный обмен электронной аппаратурой, получаем рынок данного товара (аппаратуры в ее самом широком смысле), внутри которого можно выделить рынки видеомагнитофонов, переносных кассетных магнитофонов, профессиональной звукозаписывающей аппаратуры и т.д. Совокупность рынков страны называется национальным рынком. Для эффективной экспортной работы предприятия необходимо выяснить, на каком национальном рынке предприятие желает вести свою работу, и только после этого определяются остальные условия, такие как конкуренция и конкурентная борьба на рынке, требования к потребителям, условиям товаров (услуг). Емкостью любого рынка называют объем реализованного товара в течение определенного отрезка времени. Емкость рынка какой-либо страны рассчитывают по статистической информации следующим образом:
C = P + R+ I + D + I0-E-M-E0,
где С — емкость рынка;
Р — национальное производство данного товара в данной стране;
R — остаток товара на складах предприятий-изготовителей;
I — импорт;
D — снижение запасов товаров у продавца;
I0 — косвенный импорт;
Е — экспорт;
М — увеличение запасов товаров у продавца;
Е0 — косвенный экспорт.
Емкость товарного рынка — один из основных объектов исследований в маркетинге, поскольку этот показатель демонстрирует принципиально возможный объем сбыта нашего товара. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) реализуемых на нем товаров обычно в течение года. Этот объем зависит прежде всего от общей экономической и политической ситуации в стране — экспортере. Далее при оценке емкости принимают во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данного товара и вычитают объем его экспорта данной страной. Делают это обычно как в денежном выражении (например в долларах), так и в физических единицах (штуках, тоннах и т.д.). Соотношения этих величин и изменения относительных цен за единицу товара могут многое рассказать проницательному экономисту. Например, что в данной стране при сокращении импорта в физических единицах наблюдается устойчивое повышение спроса на более дорогую продукцию.
При определении емкости национального рынка следует учитывать также размеры переходящих остатков товара на следующий год, которые могут год от года значительно отличаться.
При исследовании емкости рынка товаров индивидуального (потребительского) назначения анализируют национальный доход, уровень доходов населения, заработную плату, потребительские расходы и т.д., т.е. те факторы, которые определяют спрос на данный вкус индивидуальных потребителей.
Если же речь идет о емкости рынка товаров производственного назначения (машин, оборудования, технологий), то ее определяют с помощью анализа тенденций развития соответствующих отраслей и инвестиционной политики предпринимателей, оперирующих в данной отрасли.
Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, экспортер получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с экспортными возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем не окупятся.
Умножая эту емкость на среднюю стоимость товара, мы можем узнать объем предполагаемой выручки. Исходя из этого можно оценить ожидаемые затраты на рекламу и возможную прибыль.
Потенциальная емкость рынка по импортному товару определяется как возможный объем продажи товара в зависимости от общей экономической и политической ситуации в данной стране: емкость равна объему национального производства товара в этой стране минус экспорт плюс импорт. Таким образом, показателем, достоверно отражающим работу фирмы, будет доля рынка— отношение объема продажи ее товара (в физических единицах или денежном выражении, в зависимости от товара) к потенциальной емкости рынка.
Косвенный импорт — это товар, используемый в другом изделии и вывезенный за границу. Например, при анализе емкости рынка сварочных электродов можно в качестве косвенного импорта учесть расход электродов в различных металлоконструкциях, в которых объем сварочных работ достаточно велик. Данные о косвенном экспорте и импорте получить крайне сложно, поэтому при анализе емкости рынка их не учитывают.
Основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках является исследование рынка, целью которого является оценка существующей ситуации (или конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого изучения зависит от особенностей товара, но тем не менее имеется общее для всех направлений.
Первым является изучение товара: новизна и конкурентоспособность по сравнению с аналогичными; соответствие требованиям местного законодательства; способность удовлетворить нынешние и перспективные требования; необходимость модификации в соответствии с требованиями потенциальных покупателей.
Вторым направлением является изучение рынка по следующим параметрам: географическое положение; емкость рынка; товарная и фирменная структура; конкуренция; конъюнктура и ее прогноз; тенденция развития на 5—10—15 лет.
Третье направление — изучение покупателей: факторы, формирующие покупательские предпочтения; возможность выделения более или менее однородных групп (сегментация); потребности, неудовлетворенные товарами данного вида.
Четвертое — изучение конкурентов: выявление конкурентов, владеющих наибольшей долей рынка; торговые марки (знаки) товаров-конкурентов; упаковка; формы и методы сбытовой деятельности; ценовая политика; формирование спроса стимулирования сбыта (ФОССТИС); каналы товародвижения и сбыта; научно-исследовательские и опытно-конструктивные разработки; официальные данные о прибылях и убытках; число работающих в фирме.
Пятое — изучение правовых аспектов: правовые нормы, которые следует соблюдать; учреждения в стране, которые могут помочь в случае затруднения (например торгово-промышленная палата).
Комплексный анализ рынка представляет собой подробный отчет объемом 30—50 страниц с необходимы ми пояснениями и иллюстрациями. Завершается он кратким резюме (выводом), рекомендациями.
|