Сегментация рынка позволяет фирме с небольшими ресурсами эффективно конкурировать с фирмами больших размеров на специализированных рынках.
Существуют четыре наиболее общих принципов сегментирования потребительского рынка: демографический, географический, поведенческий (социально-экономический) и психографический.
К географическим признакам относятся: величина региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от предприятия-производителя. Его применение особенно необходимо, когда на рынке существуют климатические различия между регионами или особенности культурных, национальных, исторических традиций.
Демографические признаки — возраст, пол потребителей, размер, жизненный цикл семьи, количество детей — относятся к наиболее часто применяемым критериям сегментации. По демографическому признаку выделяют такие группы потребителей, как дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи.
Факторы анализа сегментов рынка
Признаки
|
Факторы
|
Географические
|
Регион
Административное деление
Численность населения (для городов)
Плотность населения
Климат
|
Демографические
|
Возраст
Пол
Размер семьи
Этап жизненного цикла семьи
Уровень доходов
Род занятий
Уровень образования
Национальность
Религия
Раса
|
Психографические
|
Социальный слой
Стиль жизни
Личные качества
|
Поведенческие
|
Степень случайности покупки
Поиск выгод
Степень нуждаемости в продукте
Степень готовности купить изделие
Повод для совершения покупки
|
Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов
Выбор одного или нескольких из множества возможных критериев предполагает оценку их преимуществ и недостатков. Существует три качества, которыми должен обладать приемлемый критерий: соответствие, измеримость, практическая ценность.
Первым качеством, которым должен обладать критерий, это соответствие. На практике это значит, что критерий должен отражать поведение и отношение клиента к данному продукту или, точнее, определять различия в поведении и отношении элементов, составляющих полученные с его помощью сегменты.
Для того чтобы критерий был полезным в использовании, он должен обладать качеством измеримости. Это необходимо для того, чтобы 1) определить количество элементов, составляющих каждый сегмент; 2) проверить соответствие критерия, т.е. наличие различий в отношении и поведении потребителей, составляющих разные сегменты; 3) детально изучить характеристики каждого сегмента.
Практическая ценность критерия – это возможность, используя его направлять свои усилия на тот или иной сегмент или, наоборот, диверсифицировать свои действия на нескольких сегментах с точки зрения проводимой рыночной политики или рекламы.
|