Схема исследования рынка (сегментация):
В процессе формирования целевого рынка фирмы могут ориентироваться на рыночные ниши и рыночные окна (сегменты рынка, которыми пренебрегли конкуренты и чьи потребности не могут быть удовлетворены специально созданным товаром ввиду его отсутствия, а удовлетворяются за счет использования других товаров), используя при этом концентрированный или дисперсный метод поиска оптимального числа целевых рынков.
Концентрированный метод предполагает последовательное освоение одного сегмента рынка за другим, пока не будет освоено достаточное для фирмы число сегментов. При этом если какой-то из них оказывается убыточным, то от него отказываются и начинают работать на следующем.
Дисперсный метод предполагает выход сразу на максимально возможное число сегментов рынка для того, чтобы иметь возможность отобрать наиболее привлекательные и отказаться от бесперспективных, доведя число сегментов, на которых фирма будет работать, до оптимального уровня. Дисперсный метод требует меньше времени для реализации, чем концентрированный, но требует существенно более высоких единовременных затрат.
Занять выбранный сегмент рынка можно путем правильного позиционирования товара (услуги). Позиционирование товара — это определение особенностей, характерных черт, которые отличают его от аналогичных товаров-конкурентов.
Факторами, определяющими место товара на рынке, являются цена, качество, дизайн, скидки, рекламная поддержка и др.
Целевой рынок — точка приложения маркетинга, привлекательный участок рынка, на котором фирма сосредоточивает свою деятельность.
Позиционирование товара должно отвечать следующим характеристикам.
Функциональность:Специфические характеристики товара являются главным инструментом, который позволяет предприятию отличаться от конкурентов. При выборе функциональных характеристик для продвижении товара предприятие должно исследовать заинтересованность покупателей в дополнительных функциональных характеристиках товара. Затем следует сравнить взымаемую дополнительную цену с расходами на внедрение этих характеристик.
Преимущества:это уровень достигнутых характеристик по сравнению с базовой функциональностью. Для большинства товаров можно различить четыре уровня качества: пониженное, среднее, хорошее, высокое. Исследователи сделали заключение, что рентабельность возрастает с ростом качества. В то же время зависимость «качество — рентабельность» не является линейной функцией
Вместе с тем, при снижении качества сокращается жизненный цикл товара, что приводит к снижению общей рентабельности.
Соответствие:это та мера, с которой товар выполняет заявленные характеристики в нормальных условиях использования. В современных условиях на рынке побеждает даже не тот, кто завоевывает новых клиентов, а тот, кто сумеет удержать старых. Если в реальных эксплуатационных условиях товар не оправдает заявленные характеристики, то клиент не обратится в эту фирму вновь.
Срок службы:в общем случае покупатель всегда готов платить больше, если срок службы товара ему представляется бдительным.
Стиль и дизайн:это внешний вид товара и эмоции, которые он порождает. Суть стиля — это создание разницы, которую трудно имитировать. Дизайн — это то, что выражает соотношение формы и функциональности. Многие компании в настоящее время обращаются к специалистам по дизайну.
Позиционирование товара на рынке — это действия, направленные на обеспечение товару конкурентоспособного преимущественного положения на рынке и разработку соответствующего комплекса маркетинга для занятия своей товарной ниши (позиции). Практическое позиционирование — установление того, чем эти товары отличаются от аналогичных товаров конкурентов. Оно основывается на оценке потребительских достоинств товара, возможностях расширения круга потенциальных потребителей, фактора престижности товара, выделении его сильных сторон по отношению к товарам-конкурентам и т.п. Позиционирование товара на рынке — это обеспечение товару, не вызывающего сомнения, четко отличного от других, желаемого места на рынке и в сознании целевых покупателей.
Позиционированием товара для целевого рынка занимается стратегическое планирование. При этом стратегия должна быть максимально ясной. Часто фирма выбирает стратегию из двух или более возможных вариантов. Например, компания, которая хочет увеличить свою долю на рынке до 40%, может сделать это несколькими путями: создать наиболее позитивный образ товара через интенсивную рекламу; увеличить численность торгового персонала, представить новую модель, понизить цены или продавать через большее число розничных магазинов, эффективно объединить и скоординировать все эти элементы маркетинга. Так как стратегию, основанную на низких ценах, легко скопировать, то понижать цены не рекомендуется. Для успешного завоевания сегмента рынка необходимо провести активную рекламную компанию под лозунгом: «Наша упаковка — гарантия качества вашей продукции». Наиболее эффективно объединить и скоординировать перечисленные элементы маркетинга.
Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе исходя из результатов позиционирования своих продуктов организация выделяет характеристики продукта и маркетинговой деятельности, которые могут в выгодную сторону отличить ее продукты от продуктов конкурентов, т.е. проводит дифференциацию своих продуктов. Причем для разных продуктов могут выбираться разные направления дифференциации.
Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала, дифференциацию имиджа.
Продуктовая дифференциация — это предложение продуктов с характеристиками и/или дизайном, лучшими чем у конкурентов.
Сервисная дифференциация— это предложение услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование) сопутствующих продукту и по своему уровню выше услуг конкурентов.
Дифференциация имиджа— создание имиджа, образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/или их продуктов.
После определения целевого сегмента рынка предприятие должно изучить свойства и образ продуктов конкурентов и оценить положение своего товара на рынке. Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение о позиционировании своего товара, т.е. об обеспечении конкурентоспособного положения товара на рынке. Позиционирование товара на избранном рынке — это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте.
Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и соотношение этих факторов. Оценка предприятием своих товаров на рынке может расходиться с мнением покупателей по данному вопросу.
Например, предприятие выходит на рынок и продает товар, который, на его взгляд, имеет высокое качество при относительно низких ценах. Проблема возникает в том случае, если покупатель относит этот товар к категории среднего качества с относительно высокой ценой. Задача маркетинга — убедить покупателей приобрести данный товар по цене, соответствующей высокому качеству.
Позиционирование включает комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что речь идет о товаре, созданном специально для них, чтобы они идентифицировали предлагаемый товар со своим идеалом. При этом возможны разнообразные подходы и методы, например, позиционирование на базе определенных преимуществ товара, на основе удовлетворения специфических потребностей или специального использования; позиционирование через определенную категорию потребителей, уже купивших товар, или путем сравнений; позиционирование с помощью устойчивых представлений и т.д.
|