Маркетинговая среда— это совокупность субъектов и факторов, действующих за пределами фирмы и внутри нее и оказывающих влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми клиентами.
К основным воздействующим факторам относятся поставщики и клиенты; маркетинговые посредники и клиенты; финансовые круги и средства массовой информации; государственные учреждения и общественные организации; динамика численности, структуры населения и законодательная база предпринимательской деятельности; технический прогресс и состояние природной среды; культурная среда и внутренняя культура организации и т.д. В маркетинге выделяют внешнюю и внутреннюю среду.
Внешняя среда маркетинга — это факторы, условия, силы и объекты, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия, его возможности успешного сотрудничества с потребителями, но неподвластные прямому управлению со стороны предприятия. Различают внешнюю микро- и макросреду маркетинга. Внешняя макросреда маркетинга представляет собой совокупность политических, социально-экономических, правовых, научно-технических, культурных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты внешней микросреды. Внешняя микросреда маркетинга — совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность предприятия обслуживать своих потребителей, включая само предприятие, поставщиков, маркетинговых посредников, клиентов, конкурентов, общественность.
Внутренняя среда маркетинга – это факторы, которые контролируются высшим руководством предприятия и сотрудниками службы маркетинга (часть маркетинга, которая находится внутри предприятия).
Все факторы, влияющие на маркетинг, делятся на контролируемые и неконтролируемые.
Контролируемые факторы, определяемые высшим руководством фирмы:
- область деятельности;
- общие цели;
- роль маркетинга;
- роль других предпринимательских функций;
- корпоративная культура.
Контролируемые факторы, управляемые службой маркетинга:
- выбор целевых рынков;
- цели маркетинга (образ, сбыт, прибыль, отличительные преимущества);
- организация маркетинга;
- структура маркетинга (товары, цена, распределение, продвижение);
- выполнение и эффективность маркетинговых планов.
Неконтролируемые факторы:
- потребители (характеристики, межличностное влияние, процесс принятия решений, организации);
- независимые средства маркетинговой информации (печать, телевидение, радио и др.);
- технология (достижения, ограничения по ресурсам);
- конкуренция (структура, стратегия маркетинга конкурентов, взаимоотношения в каналах сбыта и т.д.);
- экономическая обстановка (темпы роста, издержки, уровень инфляции, безработица);
- законодательство;
- политическая обстановка.
Внешние факторы маркетинговой среды.
1. Микромаркетинговая среда:
- поставщики;
- потребители;
-маркетинговые посредники;
- конкуренты;
- контактные аудитории.
2. Макромаркетинговая среда:
- политико-правовые;
- экономические;
- научно-технические;
- демографические.
Микромаркетинговая среда — это те элементы из окружения фирмы, на которые она может оказывать непосредственное влияние в процессе своей работы на рынке.
Макромаркетинговая среда — это факторы, которые мало подвержены влиянию фирмы и носят во многом форс-мажорный характер.
|