Оценка конкурентоспособности изделия включает три этапа:
1.Анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара;
Выбор товара-образца - это один из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности товара. Ошибка на данном этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.
2. Определение набора сравниваемых параметров. Параметры изделий машиностроения делятся на жесткие и мягкие. Жесткие характеризует производительность, мощность, расход электроэнергии и топлива, т.е. это технико-экономические показатели изделия. Мягкие параметры - это дизайн, цвет, упаковка и др. параметры;
3. Расчет интегральных показателей конкурентоспособного изделия.
Цена потребления складывается из непосредственно цены изделия, расходов на транспортировку, обучение персонала, эксплуатация, налоги, страхование, взносы, и цена потребления по некоммерческим изделиям превосходит цену в 5—6 раз (по грузовому автомобилю), в 9—10раз (самолетом).
При оценке конкурентоспособности экспортируемых отечественных товаров необходимо учитывать наличие таких факторов, как недостаточность технической и экономической информации, так как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки уровня издержек потребления у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.
На рынке товаров конкурентоспособность рассматривается с точки зрения потребителя. При этом условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:
Эп = Р/С → max,
где Эп — эффективность потребления, определяемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств товара (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С).
Для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оцениваются как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание.
|