Сбор, Обработка и сводка информации представляют собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Получение информации подчинено задачам управления и имеет целью обеспечить оценку и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.
Маркетинговая информация — это цифры, факты, сведения и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Информацию собирают среди ее носителей, т.е. юридических и физических лиц, обладающих некоторыми сведениями и занимающихся определенной рыночной деятельностью (как активной, так и пассивной).
Кто же на потребительском рынке выступает в качестве носителя, обладателя информации? Во-первых, индивидуальные потребители (население), у которых собирают сведения, характеризующие их спрос, поведение на рынке, принадлежность к социальным и демографическим группам и другую информацию, необходимую для маркетинга.
Во-вторых, производители, обладающие сведениями о качественных и количественных характеристиках товара, потенциале производства и возможностях НТП, перспективах модернизации товара и создании качественно новых товаров, себестоимости товара и т.д.
В-третьих, дистрибьюторы (торговые посредники), располагающие информацией о спросе потребителей, конъюнктуре потребительского рынка, торговых конкурентах, эффективности рекламы.
Как правило, участники канала товародвижения, особенно конвенционального, или вертикальной маркетинговой системы охотно обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес. Нередко они проводят совместные маркетинговые исследования.
Информационная система маркетингового исследования отличается сложностью и многообразием. Сбор, обработка и анализ информации требуют от сотрудников маркетинговых служб специальной квалификации и высокой информационной культуры.
Информационная культура — это знания, умение и навыки эффективного пользования маркетинговой информацией в условиях компьютеризации.
Существуют различные типы маркетинговой информации. Прежде всего она делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней — информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая фирмой в маркетинговых целях.
К ней относятся информация, собираемая и разрабатываемая Госкомстатом РФ и его местными органами, а также другими государственными и общественными организациями, в том числе официальные публикации: информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями: информация, публикуемая в СМИ; информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п.
В свою очередь внутренняя информация делится на первичную и вторичную. Вторичная информация собирается фирмой не для маркетинговых нужд, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов государственной статистики или налоговой службы). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой в своих целях.
Первичную информацию собирают специально для конкретных маркетинговых потребностей (обследования, опросы). Иногда информация в маркетинге делится на кабинетные исследования (deskresearch), т.е. работа с уже кем-то собранными материалами, и на полевые исследования (fieldresearch), т.е. первичный сбор материала для конкретного маркетингового исследования.
|