Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Экономика и управление :: Маркетинг
Конкуренция
Борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные ниши рынка (рынки сбыта), источники сы­рья называется конкуренцией. Конкуренция - весьма действенный механизм стихийного регулирования про­порций общественного производства. Различают цено­вую конкуренцию, основанную главным образом на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи. Существует пять конкурентных сил, опре­деляющих привлекательность отрасли и позиции дан­ной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли.
— Появление новых конкурентов.
— Угроза замены данного продукта новыми продук­тами.
— Сила позиции поставщиков.
— Сила позиции покупателей.
— Конкуренция среди производителей в самой от­расли.
При анализе конкуренции учитывают следующие факторы.
1.Привычность марки товара. Потребители конк­ретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производи­телям необходимо свою марку сделать популяр­ной среди новых потребителей.
2. Фиксированные затраты, связанные с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.).
3. Затраты на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпус­ка нового продукта.
4. Доступ к системе товародвижения. Традицион­ные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводите­лям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.
5. Доступ к отраслевой системе снабжения. В дан­ной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.
6. Отсутствие опыта производства данного вида про­дукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных произ­водителей данной отрасли.
Разделяют следующие виды конкуренции:
- Конкуренция чистая: рынок чистой конкурен­ции образуют множество продавцов и покупателей ка­кого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказы­вает решающего влияния на уровень текущих рыноч­ных цен товара. Продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной.
- Конкуренция монополистическая: рынок моно­полистической конкуренции составляет множество про­давцов и покупателей, совершающих сделки в широ­ком диапазоне цен. Такая возможность обусловлена спо­собностью продавцов предложить покупателям различ­ные товары. Изделия могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, а так­же по ассортименту сопутствующих услуг.
— Конкуренция олигополистическая: олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствительных к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Ограниченность числа учас­тников олигополистического рынка в значительной мере обусловлена жесткими условиями проникновения на такой рынок.
Одним из важнейших факторов оздоровления кон­курентной борьбы, ограничения деятельности монопо­лий является так называемое антимонопольное законода­тельство, которое в той или иной степени развито во всех государствах с рыночными отношениями в экономи­ке. В России, например, действуют Закон «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также многочисленные подзакон­ные акты, принятые в развитие указанного закона.
Всю информацию о конкурентах можно классифи­цировать на две группы: первичную и вторичную.
Данные, специально полученные для анализа конк­ретных сторон деятельности конкурента, являются пер­вичной информацией. Основными методами сбора пер­вичной информации являются наблюдения, опросы и эксперименты. Главными источниками первичной ин­формации о конкурентах являются, как правило: кана­лы распределения продукции, поставщики и потреби­тели продукции; рекламные агентства, торговые аген­ты, маркетинговые фирмы, обслуживающие конкурен­та, инженерный, торговый и управленческий персонал предприятия конкурента, специальные аналитические службы.
Вторичная информация о конкуренте включает дан­ные, прошедшие предварительную аналитическую об­работку, цели которой, как правило, не совпадают с целями анализа. К основным источникам вторичной информации относятся: отчеты о производственно-хо­зяйственной деятельности, статьи о деятельности кон­курента в периодической печати, справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития, включающие данные о конкуренте, публи­куемые интервью управленческого персонала и руко­водства компании, мнения потребителей о характерис­тиках продукции конкурента.
Несмотря на очевидную необходимость постоянного сбора, необходимо учитывать фактор дороговизны ин­формации и запаса времени для принятия решения
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015