По определению Ф. Котлера «комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую реакцию со стороны целевого рынка». Иными словами, комплекс маркетинга — это совокупность мероприятий для воздействия на спрос потребителей на определенный вид продукции. Основными элементами комплекса маркетинга являются товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара).
Товар. В общем виде товар — это предмет труда, произведенный для продажи. Товар — это набор изделий и услуг, которые организация предлагает целевому рынку; это комплекс полезных свойств, необходимых для удовлетворения определенных потребностей членов общества. Таким образом, товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи.
Цена— это денежная сумма, которую потребители платят за приобретение товара (цена может быть оптовой и розничной, предусматривать скидки или продажу в кредит). Если назначенная цена не соответствует ценности товара в глазах потребителей, они переключатся на товары конкурентов. Рыночная цена товара — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Распространение (сбыт) — это:
1. Деятельность, направленная на обеспечение доступности товара целевым потребителям;
2. Доведение товаров до потребителей через систему оптовых и розничных торговцев.
Стимулирование (продвижение товара) — это система мер, направленных на стимулирование покупательского спроса, ускорение процесса товародвижения и реализации товара при условии, что покупатель знает товар. К числу мер, непосредственно воздействующих на покупателя, относятся: скидки с цены, предоставление кредита, премиальная продажа, конкурсы, лотереи, гарантии возврата денег, если купленный товар по каким-либо причинам не понравился покупателю, и т.д. Кроме того, в систему стимулирования входят меры, применяемые к оптовым покупателям, дилерам, например скидка с цены при увеличении количества приобретаемого товара, поставка пробных партий товара бесплатно, возмещение расходов посредников на рекламу, премии, конкурсы.
|