- товар аукционный — товары, продаваемые через аукционы. Товары сортируются в лоты, сходные по качеству лоты группируются в более крупные партии — стринги. От каждого лота и стринга отбираются образцы. Каждому лоту и стрингу присваиваются свои номера, которые указываются в издаваемых аукционами каталогах;
- товар Гиффена — товар, спрос на который падает вместе с падением его цены, и наоборот. Это нарушает обычную взаимосвязь между спросом и предложением. В качестве примера обычно приводится ситуация с картофелем во время голода в Ирландии в XIX в. В то время основные расходы типичной ирландской семьи шли на покупку картофеля. По мере роста цены на него возрастал и спрос, поскольку никакой другой продукт заменить картофель не мог. Это означает, что на другие продукты, например на мясо, тратилось еще меньше денег. Другие подобные примеры найти практически невозможно. Указанный феномен был отмечен сэром Робертом Гиффеном (1837—1910);
- товар добротный — новая партия ценных бумаг, которая пользуется особым спросом на рынке и может быть раскуплена в полном размере;
- товар низкого качества — товар, спрос на который по мере роста дохода падает абсолютно. Например, по мере роста доходов семьи могут переключиться с покупки маргарина на покупку масла, и в этом случае маргарин может быть назван товаром низкого качества;
- товар контрабандный — товар, незаконно перемещаемый через государственную границу.
товар повышенного спроса, товар особого спроса — товар с уникальными характеристиками и/ или отдельные марочные товары, для приобретения которых покупатель готов нести дополнительные затраты;
товар, продаваемый в убыток, — изделие или услуга, которые организация продает в убыток себе, с тем чтобы привлечь клиентов. Подобная практика в Великобритании ограничивается Законом о цене товара при перепродаже 1976 г., хотя она и продолжается, особенно в супермаркетах;
биржевой товар — товар или услуга, которые имеют устоявшиеся стандарты, так что предложения поставщиков-конкурентов воспринимаются покупателями как практически идентичные. Подобные продукты почти не оставляют места для товарной дифференциации и в большинстве своем продаются по хорошей цене товары, полностью или частично продаваемые через биржи. В настоящее время в развитых капиталистических странах биржевыми товарами являются цветные металлы, сырье и продовольственные товары сельскохозяйственного происхождения (натуральный шелк, джут, хлопок, натуральный каучук, зерно, сахар, кофе).
взаимозаменяемые товары, (субституты) — такие пары товаров, для которых рост цены данного товара приводит к росту спроса на другой товар;
движимые (видимые) товары — товары, в результате ввоза (вывоза) которых из-за рубежа увеличиваются (уменьшаются) материальные ресурсы страны. Международная статистика внешней торговли к этому понятию относит видимые товары, ввозимые или вывозимые из страны как в результате коммерческих сделок, так и в виде технической помощи ООН или безвозмездной помощи других стран.
денежный товар — товар, за которым в процессе развития обмена закрепляется роль денег как всеобщего эквивалента;
идентичные товары — товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в т.ч. по следующим признакам: физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения товара, производитель. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном они соответствуют указанным выше требованиям. Товары не считаются идентичными с оцениваемыми, если не были произведены в одной и той же стране и если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их дизайн, чертежи и т.п. были выполнены в Российской Федерации;
иностранные товары — 1) товары, имеющие зарубежное происхождение; выпущенные в свободное обращение за пределами данной страны; 2) любые товары, не попадающие под категорию «российских товаров»;
наличные товары — товары, которые могут быть немедленно поставлены, в отличие от фьючерсов, по которым поставка производится через указанное число месяцев.
нормальный/стандартный товар — товар, абсолютный уровень спроса на который повышается с ростом доходов.
однородные товары — товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются следующие признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения товара, производитель;
подобный товар — означает товар, близко соответствующий оцениваемому товару по материалу, компонентам, характеристикам, способный выполнять те же функции и в коммерческом плане взаимозаменяемый. Кроме того, желательно, чтобы этот товар был произведен в той же стране и тем же производителем, а если последнее невозможно, другим производителем той же страны;
потребительские товары — товары, покупаемые населением. Потребительские товары длительного пользования — это такие потребительские товары, как автомобили, холодильники, телевизоры, использование которых продолжается в течение относительно длительного периода времени. Потребительские товары кратковременного пользования - продукты, напитки, газеты и т.д. Личные услуги, например те, которые предоставляют населению врачи, парикмахеры и т.д., также относятся экономистами к потребительским товарам;
реальный товар — товар с немедленной поставкой или с поставкой в будущем, обладающий индивидуальными свойствами, — в противоположность товару фьючерского контракта, завершаемого, как правило, офсетной сделкой и представляющего собой абстрактный товар, лишенный индивидуальных свойств;
свободные товары — товары, у которых нет владельца;
сертифицированный товар — запас товара, который был проверен и признан пригодным для поставки его по контрактам фьючерсного рынка;
товары длительного пользования — материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование потребителем;
товары для ознакомления. Заказчик может запросить товары для ознакомления, если он желает их осмотреть перед принятием решения о покупке. Продавец обычно разрешает ему ознакомиться с товарами установленное число дней.
товары, полностью произведенные в данной стране, — полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр; растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории; живые животные, родившиеся и выращенные в ней; продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных; произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов и т.д.
При маркетинговом подходе основной акцент делается не столько на роль товара в его обмене на деньги, сколько на возможность его использовать, потреблять. Особое внимание на мировом рынке придается таким составляющим, как цвет, упаковка, эстетика внешнего вида (дизайн), удобство пользования, ухода, ремонта и т.д.
В маркетинге товары принято делить на потребительские (личного использования) и производственного назначения. Товары личного пользования обычно делят на три группы:
- изделия длительного пользования (автомобили, мебель, одежда и т.д.);
- изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика, моющие средства и т.д.);
- услуги — действия, результатом которых является какое-либо изделие либо тот или иной полезный эффект (изделия по индивидуальному заказу, перевозка пассажира на такси и т.д.).
Изделия краткосрочного пользования и услуги в силу довольно частых контактов покупателя и продавца позволяют, однажды удовлетворив покупателя качеством товара, сделать его постоянным клиентом своей фирмы (считается, что 15—20% всех покупателей, т.е. контингент постоянной клиентуры, приобретают от 1/2 до 2/3 предлагаемого товара). Изделия длительного пользования, а тем более товары производственного назначения, требуют больших усилий как в организации продажи, так и для того, чтобы сформировать у покупателя приверженность к торговой марке. По отношению к товарам производственного назначения покупатель особенно ценит надежность поставщика, т.е. уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно безусловно доверять и т.д.
|