К объектам маркетинговой системы относятся нужда, потребность, предложение, благосостояние, сделка, квалификация, спрос, деятельность, удовлетворение.
В основе маркетинга лежат нужды людей. Нужда — это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужда соотносит образ товара (услуги) со стандартом; потребительская группа уравновешивает потребность и предложение; в сделке заинтересован как потребитель, так и производитель — именно сделка соотносит интересы основных субъектов рыночных отношений; случай обслуживания несет в себе элементы спроса потребителя и деятельности производителя и соотносит, уравновешивает их противоречия.
Нужды могут быть разделены на:
- физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);
- социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность);
-личные нужды (знания, самовыражение).
Осознанное чувство нужды порождает в сознании субъекта представление образов товара (сущего) либо определенных действий (услуги), посредством которых данный субъект, по его представлению, способен удовлетворить эту конкретную нужду. Нужда, связанная с личностью индивидуума, формирует конкретную потребность.
Потребность — это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Общественный прогресс способствует развитию потребностей его членов. В свою очередь производители предпринимают целенаправленные действия по созданию товаров и продуктов, способных удовлетворять эти потребности, а также стимулированию желания приобретать их. Потребности людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограничены. Выделяют следующие виды потребностей:
— потребность в самопознании;
— потребность в самоутверждении;
— социальные потребности;
— потребность в самосохранении;
— физиологические потребности.
Запрос представляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью. Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут быть определены с той или иной степенью точности.
Товар — все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Все товары, удовлетворяющие нужду, называются товарным ассортиментом выбора. По мере развития общества увеличиваются и расширяются потребности его членов.
Одинаковые или похожие потребности различный людей, уровней нужд, образов товаров (услуг) и соответствующих стандартов формируют потребительские группы.
Спрос — это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в течение определенного периода времени. Он объединяет всех покупателей и состоит из двух элементов — потребностей и денежных средств покупателей. Количество приобретаемых потребителями товаров зависит от уровня их доходов и рыночных цен. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено при прочих равных условиях больше единиц товара. Понижающиеся цены приносят новых покупателей. Повышение цены какого-либо товара сопровождается сокращением его потребления и заменой другим товаром.
|