В США выделяются следующие этапы развития маркетинга.
На первом этапе (20-е гг.) маркетинг рассматривался как сфера прикладной экономики, практика сбытовой деятельности. Все теоретические исследования строились на анализе и обобщении эмпирического материала, связанного со сбытом, реализацией товаров на уровне отдельного предприятия (фирмы).
На втором этапе, в 30—40-е гг., начинают появляться различные концепции маркетинга, различающиеся между собой подходом к пониманию предмета маркетинга. Здесь следует выделить распределительную, институциональную и функциональную концепции маркетинга. Распределительная концепция маркетинга отождествляет маркетинг с анализом механизма товародвижения. Институциональная концепция маркетинга исходит из предположения, что рынок представляет собой сферу, в которой проявляется коллективная деятельность социальных групп и организаций, поэтому теория рынка и маркетинга предполагает анализ поведения социальных групп, государств, различных организаций как коммерческого, так и некоммерческого характера. Функциональная концепция маркетинга дает понимание маркетинга как комплекса функций промышленного предприятия по реализации товаров. Среди таких функции могут быть выделены, например, изучение рынка, реклама и стимулирование сбыта, планирование торговых операций и т.д.
Развитие функциональной концепции привело в 50-х гг. к трактовке маркетинга как рыночной концепции управления. Начался третий этап в эволюции маркетинга. Ориентация на рынок — основная идея маркетинга как рыночной концепции управления. Рассмотрение маркетинга в качестве рыночной концепции управления потребовало теоретических исследований и методического обеспечения практики маркетинга.
Четвертый этап эволюции концепции маркетинга (50—60-е гг.) характеризуется разработкой базовых основ общей теории управленческого маркетинга, включающих в себя разработку базовых положений маркетинговой деятельности (цели, задачи, функции и принципы организации маркетинга), разработку методов изучения рынка, разработку методов осуществления товарной, ценовой, сбытовой политики, рекламы, разработку методик и технологий принятия маркетинговых решений.
Пятый этап (конец 60-х гг. до настоящего времени) — это развитие общей теории управленческого маркетинга. Маркетинг представляет собой элемент общекорпоративной системы управления, который связывает фирму с внешней средой, поэтому общая результативность деятельности фирмы во многом зависит от эффективности маркетинга.
В Германии развитие маркетинга проходит следующие этапы.
Начало XX в. (1900—1950 гг.) — возникновение учений о товаре, ориентация на распределение, теория об экспорте и сбыте, применяемые в сельскохозяйственном производстве, производстве массовых товаров. В этот период применяются следующие методы исследования: наблюдение, анализ покупок и продаж, расчет вероятности, потребительские панели.
Середина XX в. (1950—1960 гг.) — возникновение учения о сбыте; ориентация продаж и теория, ориентированная на товар и функции. Маркетинг выступает как функция распределения. Методами исследования в этот период являются анализ мотивов, исследование операций, моделирование.
1970—1980 гг. Происходит ориентация маркетинга на следующие сферы: торговля, сбыт и частично на потребителя. В этот период основной теорией являются основы поведения и принятия решений, применяются следующие методы исследования: факторинг и дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели, анализ данных.
Конец XX в. (1980—1990 гг.) — формируются учения о маркетинге как функции менеджмента с ориентацией на конкурентов и экологию. Применяются стратегический анализ, стратегический маркетинг, маркетинговая концепция управления, позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертные системы, причинно-следственный анализ. Основное применение маркетинг находит у потребителей средств потребления, средств производства, сфера услуг и бесприбыльные организации.
Конец XX—начало XXI вв. — происходит формирование учения о маркетинге как функции и инструментарии предпринимательства. В этот период господствующая теория — теория рыночных сетей и взаимодействия, теория коммуникаций с ориентацией на социальный и экологический эффект. Находит применение у потребителей средств потребления, средств производства, сфера услуг в государственном предпринимательстве. Методы исследования: позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенчмаркинг, теория игр.
|