Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, единой социально-экономической и налоговой политики.
Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.
Реальность означает правильность бюджетных показателей.
Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетности обих исполнении.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования.
Бюджетный федерализм (бюджетные взаимоотношения центра и регионов).
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенции, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами - налог на имущество физических лиц).
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Например, 10% подоходного налога с физических лиц поступает в федеральный бюджет, а 90% - в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. 75% НДС направляется в федеральный бюджет, а 25% - в бюджеты субъектов Федерации. 11% налога на прибыль - в федеральный бюджет и до 19% - в бюджеты субъектов Федерации, 5% - в местный бюджет.
Дотации - средства, передаваемые из выше стоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенция - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.
Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.
Целевой фонд финансовой поддержки регионов оказывает помощьтемсубъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по РФ, и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно дня финансирования текущих расходов.
Что касается расходов отдельных звеньев бюджетной системы, то основнаяих часть осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, дотации отдельным отраслям народного хозяйства.
В бюджетах территорий главными выступают расходы на социальные цели. На народное образование - 60% всех расходов бюджета РФ, на здравоохранение - 50%, и т. д.
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета. Секвестру не подлежат защищенные статьи: зарплата с учетом взносов на соцстрах, стипендии, и т.д.
Доходы и расходы сгруппированы по единой бюджетнойклассификации - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
|