Сам по себе анализ типа рынка не даёт готового рецепта установления цен, однако он необходим для определения механизма ценообразования, заложенного в тот или иной конкретный метод формирования цены. Этот механизм может быть затратный или рыночный.
Затратное ценообразование –в основу его заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции.
Методологически затратное ценообразование строится по схеме:
«Затраты + …
Под «+» понимается некоторая величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определённой, заранее планируемой рентабельности производства.
Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии ощутимой конкуренции со стороны производителей, выпускающих товар, аналогичного назначения.
Формула для определения цены товара, записывается в следующем виде:
Ц = С + П = С + Р*С = С (1 + Р), где
Ц – цена единицы товара;
С – себестоимость единицы продукции;
П – планируемая прибыль на единицу выпуска;
Р - планируемая рентабельность производства продукции.
При рыночном ценообразовании затраты фирмы в качестве основы цены товара участия не принимают, они определяются фирмой, но принимаются ею как ориентир для сопоставления с действующей на рынке ценой. Главное же в рыночном ценообразовании – соотношение спроса и предложения товара на рынке.
В зависимости от типа рынка и занимаемой позиции, все фирмы можно разбить на 2 группы:
1) фирмы, формирующие цены (ценоискатели) – обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы установить на свои товары цены, отличные от цен конкурентов;
2) фирмы, следующие рыночным ценам (ценополучатели) – обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому им не остаётся ничего иного, как продавать свои товары по цене, уже сложившейся на рынке.
Моделирование ценовой политики осуществляется поэтапно, в следующей последовательности:
1) определение цели предприятия. Наряду с максимизацией прибыли в зависимости от обстоятельств. Она может сводиться к обеспечению выживаемости, завоеванию лидерства, увеличению доли рынка, объёма продаж, максимизации темпов роста;
2) установление характера рынка, который определяется количеством и размером предприятий–конкурентов;
3) анализ покупательского спроса с выделением факторов, влияющих на него:
· отсутствие замены или конкурентов;
· платежеспособность потенциальных потребителей;
· их ожидания и предпочтения;
· потребность в данном товаре
На этом же этапе определяется эластичность спроса.
Эластичность – зависимость изменения объёма спроса от однопроцентного изменения цены на данный товар.
4) исследование уровня рыночных цен;
5) анализ издержек. Фирма определяет зависимость общих издержек от изменений объёма производства;
выбор метода ценообразования и установление окончательной цены
|