Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Экономика и управление :: Финансы, денежное обращение и кредит
Государственный бюджет
Государственный бюджет—это подсистема государственных финансов, главный финансовый план страны и выражает экономические отношения. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части -- доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники и, расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств. В связи с этим можно сказать, что бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач    и функций органов государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
I уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
III уровень — местные бюджеты.                                           
 Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
- Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
- Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
- Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, выражается в следующем:
 а) в наличии своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета;
б) в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами;
в) в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
- Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. (Профицит — это превышение доходов бюджета над расходами.)
- Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
- Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
 - Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
- Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
- Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
 
Фактически за эти средства общество приобретет у государства общественные услуги—образование, здравоохранение, социальное обеспечение, защиту внешнеполитических  интересов, гарантии безопасности и правопорядка и т.д.
 
Предпосылки для решения таких стратегических задач были заложены в последние годы путем восстановления долгосрочной сбалансированности и устойчивости    национальной бюджетной системы. Дальнейшим шагом развития экономики является Перспективный финансовый план РФ на 2007-2009 гг.
 
При формировании бюджетных проектов на указанный период, впервые использовался   реестр расходных обязательств РФ, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований    и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов расходов РФ. 
 
Исходя из общего объёма запланированных бюджетных   средств в сумме 6.7 трлн. руб. предусматривается их реализация по следующим направлениям:
 
- публичные расходные обязательства (пенсии, пособия, компенсации, социальные гарантии и т.д.) в размере 38%;
 
- обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов –12%;
 
- обязательства по оказанию государственных услуг—30%;
 
- обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга – 7%;
 
- обязательства, установленные международными договорами – 3%;
 
- ФЦП и ФАИП (без межбюджетных трансфертов) - 6%;
 
- иные обязательства – 4%.
 
Публичные обязательства установлены федеральными законами РФ:
 
«О трудовых пенсиях в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах обязательного социального страхования», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,  «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения в РФ», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015