В России установлено несколько форм безналичных расчетов, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями — поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого хозяйствующего субъекта. При предварительной оплате товаров расчеты совершаются по следующей схеме: покупатель представляет в свой банк платежное поручение, банк списывает деньги со счета покупателя и направляет их в банк продавца. Банк продавца зачисляет деньги на счет продавца, сообщает ему об этом, поставщик отгружает товары. При последующей оплате товаров схема расчетов выглядит иначе. Поставщик поставляет товар, передает платежное требование в банк покупателя, средства списываются со счета покупателя, переводятся в банк поставщика и зачисляются на счет последнего. Банк поставщика извещает его о зачислении денег на его счет. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком только при наличии средств на счете. Расчеты платежными поручениями используются при равномерных и постоянных поставках товаров, при авансовых платежах, частичных платежах по крупным сделкам, для перевода денежных средств через предприятия связи (пенсии, заработная плата и т. п.), по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение банковских ссуд и т. п.) и др. Расчеты платежными требованиями — поручениями. Платежное требование — поручение — это расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить поставленных по договору товаров на основании расчетных и отгрузочных документов. Схема расчетов следующая. Продавец отгружает товары и передает документы в банк покупателя. Банк покупателя передает документы покупателю, который их акцептует и возвращает в банк. Банк покупателя списывает деньги со счета покупателя, переводит их в банк поставщика. Банк поставщика зачисляет средства на его счет и сообщает ему об этом. Недостатки этой формы расчетов заключаются в длительном документообороте и возможности возникновения неплатежей.
|